По заказу Министерства инвестиций и развития Свердловской области проведено независимое исследование инвестиционного климата в муниципальных образованиях в Свердловской области

24 декабря 2015

В декабре 2015 года по заказу Министерства инвестиций и развития Свердловской области проведено независимое исследование инвестиционного климата в муниципальных образованиях в Свердловской области. Исследование проведено Уральским государственным экономическим университетом

Ключевыми задачами исследования стали: определение уровня удовлетворенности бизнеса условиями для ведения предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях, выявление барьеров, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, выявление лучших практик муниципалитетов по созданию комфортных условий для бизнеса и изучение социальных рынков, требующих развития конкуренции.

В ходе исследования проведен опрос более 1500 субъектов предпринимательской деятельности из 73 муниципальных образований в Свердловской области.

В основу метода комплексной оценки, разработанной учеными университета, вошли данные опроса предпринимателей (60 % показателей) и показатели официальной статистики (40% показателей) по трем основным направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы.

Наиболее успешными в направлении «регуляторная среда» признаны город Каменск –Уральский, Серовский городской округ, Верхнесалдинский городской округ. Высокие оценки по направлению «Институты для бизнеса» получили город Нижний Тагил, Невьянский городской округ, Качканарский городской округ. Лидерами по результатам оценки состояния «инфраструктуры и ресурсной базы» стали город Екатеринбург, Березовский городской округ, Арамильский городской округ.

Отметим, что с момента изучения аналогичных показателей инвестиционного климата Министерством инвестиций и развития Свердловской области в июне текущего года, в рейтинге доверия предпринимателей значительно продвинулись такие муниципальные образования, как город Екатеринбург, Нижнесергинский муниципальный район, город Первоуральск.

По итогам комплексной оценки были определены 4 группы муниципалитетов.

Высокие оценки от предпринимателей в сочетании с высокими значениями показателей результативности демонстрируют: городской округ Верхняя Пышма, Кушвинский городской округ, город Нижний Тагил, городской округ Нижняя Салда, город Лесной, городской округ Заречный, Верхнесалдинский городской округ, Серовский городской округ, городской округ Красноуральск, городской округ Рефтинский и ряд других муниципальных образований, они сформировали группу «А».

Группу «В» сформировали муниципальные образования, также имеющие достаточно высокие оценки от предпринимательского сообщества и аналогичные значения показателей результативности, это: город Екатеринбург, городской округ Ревда, Качканарский городской округ,  городской округ Краснотурьинск, Ирбитское муниципальное образование, Березовский городской округ, городской округ Верхний Тагил, Камышловский муниципальный район, Полевской городской округ и другие.

Менее позитивно оценены усилия власти по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также не все значения показателей результативности имеют положительную динамику в следующих муниципальных образованиях (группа «С»): Кировградский городской округ, городской округ Сухой Лог, Артемовский городской округ, Волчанское муниципальное образование, Красноуфимский округ и другие.

Группа «D» (преимущественно низкие оценки со стороны предпринимательского сообщества и значения показателей развития территории) сформирована такими муниципальными образованиями как Бисертский городской округ, Слободо-Туринский муниципальный район, городской округ Богданович, Ачитский городской округ и другие.

В ходе исследования была проанализирована ситуация на рынке услуг (в т.ч. социальных, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и других рынках), сформирован перечень барьеров, препятствующих развитию конкуренции, предложен ряд мер по снижению административного давления на бизнес и формированию благоприятной конкурентной среды в регионе.

Результаты данного исследования будут применены при дальнейшем реализации Муниципального инвестиционного Стандарта, учтены при формировании ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности в муниципальных образованиях в Свердловской области по итогам 2015 года, а также послужат основой для работы отраслевых министерств при реализации мер стимулирования конкуренции на социальных рынках.