Межведомственная комиссия по снижению административных барьеров и улучшению условий ведения предпринимательской деятельности на территории Свердловской области.

1 ноября 2016

26 октября 2016 года состоялось заседание межведомственной комиссии по снижению административных барьеров.

Об анализе обращений субъектов предпринимательской деятельности по вопросу нарушения их прав при осуществлении контрольно-надзорной деятельности» выступила Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх. В своем докладе она отметила, что при общем снижении числа плановых проверок в связи с проверочными каникулами существенно увеличилось число внеплановых проверок и другого рода контрольных мероприятий. Второе, на чем в своем докладе акцентировала внимание Уполномоченный по защите прав предпринимателей - это случаи проведения большого количества плановых проверок в отношении одного предприятия одновременно или за небольшой промежуток времени. Есть случаи, когда производственные предприятия находятся в состоянии законных плановых проверок по несколько месяцев подряд и проверяют их до 5 органов одновременно.

Отдельное внимание в докладе уделено злоупотреблениям правом со стороны недобросовестных заявителей, как правило анонимных или указывающих вымышленные фамилии или фамилии других лиц. При поступлении соответствующих заявлений в адрес органов, осуществляющих контрольные функции, приходится проводить внеплановые контрольные проверки. По инициативе, в том числе, уполномоченных в июле 2016 года были внесены изменения в № 294-ФЗ Федеральный закон, регламентирующие порядок проведения внеплановой проверки, а именно, если при предварительной проверке или в ходе внеплановой проверки будет выявлена анонимность обращения или заявления, послужившего поводом для проверки, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении, то проверка прекращается.

Существенной проблемой по мнению Елены Артюх является применение наказаний, не соответствующих тяжести совершенного административного правонарушения.

В июле 2016 года в КоАП была введена статья 4.1.1, которая предусматривает, что в отношении субъектов малого и среднего бизнеса за впервые совершенное негрубое административное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено законодательством об административных правонарушениях.

Однако на уровне законодательства об административных правонарушениях в Свердловской области подобный подход пока не закреплен.

Предложения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елены Артюх в части совершенствования механизмов осуществления контроля (надзора) были поддержаны членами межведомственной комиссии, а именно:

  • инициирование внесения изменений в федеральное законодательство в части закрепления ограничения числа плановых проверок в отношении одного предприятия одновременно и в течение года 2-3 плановыми проверками,
  • а также ввести ограничение на число внеплановых проверок в единицу времени в отношении одного субъекта предпринимательской деятельности;
  • инициирование внесения изменений в Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» в части введения предупреждения в качестве меры административного взыскания, альтернативной штрафу, по ряду правонарушений в области предпринимательской деятельности;
  • совершенствование правоприменительной практики путем взаимодействия с контрольно-надзорными органами в части выработки компромиссных путей разрешения конфликтов, возникающих при проведении проверочных мероприятий.

Также, на заседании комиссии с информацией результатах надзора за исполнением законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности и мерах, принятых для исключения давления на бизнес, выступил начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Свердловской области Иван Беляков. В своем докладе он отметил, что за 6 месяцев 2016 года исключено из сводного плана проведения проверок порядка 1 500 контрольных мероприятий, основная масса исключенных проверок составляют проверки малого предпринимательства. Число внеплановых проверок сократилось с 17 803 в 1 полугодие 2015 года до 16 960 в 1 полугодие 2016 года.

В целях совершенствования механизмов осуществления контрольных функций исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, расположенных на территории Свердловской области рекомендовано исполнительным органов государственной власти Свердловской области:

  • усилить ведомственный контроль за работниками, ответственными за проведение проверок и обеспечить внесение сведений в автоматизированную систему «Единый реестр проверок», посредством использования сети Интернет proverki.gov.ru.
  • провести методическую работу с органами местного самоуправления по надлежащей организации исполнения функций по контролю.